Корзина
70 отзывов
Надежный продавец Prom.ua
+380636569107
+380990807456
Корзина
Данкитан - магазин полезных товаров!
  • dankitan
  • Статьи
  • Психология детских игрушек - как влияют игрушки на детское восприятие окружающего мира!

Психология детских игрушек - как влияют игрушки на детское восприятие окружающего мира!

Психология детских игрушек - как влияют игрушки на детское восприятие окружающего мира!

Психологический аспект детской игрушки .

Детская игрушка – важная составляющая психологического развития ребенка : именно в играх он знакомится с устройством окружающего мира и постигает тайны человеческого общения . Если же малыша в детстве лишили возможности играть , он вырастает психически неполноценным человеком и совершенно не умеет вести себя в обществе . Часто можем слышать жалобы родителей : «Игрушки не интересны моему малышу !» «Мой ребенок не хочет играть машинками !» «Моей девочке гораздо интересней со мной на кухне нежели с игрушками» « Игрушки у сына бездействуют.» . Попробуем разобраться : нормальна ли такая ситуация  , или нужно что-то делать , да бы заинтересовать его игрой . Ситуация  , скажем так , неоднозначна и непроста как покажется на первый взгляд . 

Предназначение игрушки .
 Во всем многообразии современных игрушек можно выделить некоторые группы по их отличительным признакам : пластмассовые и деревяные , развивающие и сюжетные , для девочек и для мальчиков , качественные и подделки . Всякий раз выбирая игрушку своему ребеночку , обращайте внимание на качество материалла из которого она сделана . Он должен быть или природным , или из екологически чистого сырья . Не менее важна и стойкость игрушки к примению не по назначению ( малыш будет пробовать ее на излом , кусать , бросать , ронять) . Остерегайтесь китайских подделок так , как они только имеют вид игрушки  и совершенно не предназначены для активного использования ребенком : окраска их непрочная , да и ломаются в течении первой недели . Малыш не успевает ни вдоволь наиграться , ни изучить ее . Заботьтесь о здоровье ребенка и покупайте только качественные и прочные игрушки !!!
Естетический вкус ребенка и познание мира красоты приходит к нему после знакомства с книжными иллюстрациями и уютной обстановкой детской комнаты . Старайтесь выбрать очень красивую игрушку близкого Вам эстетического направления . 

Количество необходимых игрушек .
Современный ребенок , независимо от уровня обеспеченности семьи , имеет намного больше различных игрушек , чем ему надо для полноценного развития . Но как говорит народная мудрость : что излишне  , то не всегда полезно . Разберемся в причинах такого изобилия .

Исполнение заветных желаний родителей .
Появление малыша в семье , особенно долгожданного или первенца , сопровождается массовыми покупками игрушек . Родители в ребенке видят себя и начинают исполнять свои детские заветные мечты . Особое усердие проявляет однополый родитель малыша : у меня небыло - пусть будет у ребенка ! Мамы с наслаждением покупают в немеренном количестве куколки , колясочки , сервизики , кроватки . Папы , не без интереса , приобретают железные дороги внушительных размеров  , машинки и машины  , конструкторы , а нередко , и оружие . Пик такого рода покупок приходится на первые годы жизни , когда ребенок еще неможет заявить о своих  нравах . Такое искреннее родительское желание никак нельзя осуждать  , его можно только осознавать и пытаться контролировать . 

Подарки и подарочки .

Считается неприличным идти в дом где есть маленький ребенок без подарка  . И несут – дедушки , бабушки , дяди , тети , знакомые , друзья – в большом количестве и обычно стараются принести мягкую игрушку . В результате , особенно после дней рождения , игрушечное хозяйство ребенка увеличивается во много раз . А малыш не проявляет интереса к ним . Родителям зачастую сетуют : «У него столько игрушек ; имей бы я столько в детстве –  днями бы играл и был на седьмом небе от счастья – а у него никаких эмоций! »  . К большому сожалению  , имеем случай  , когда количество игрушек противоположно качеству игры и заинтересованности ребенка . Чем больше игрушек -  тем хуже игра . 
Типичный случай ! Описан даже в сказке «Цветик-семицветик» : получив в исполнение желания (чтобы все игрушки мира были мои!!!) огромное их количество, девочка Женя просто не знает , что с ними делать . В похожей ситуации оказываются и  очень часто , к сожалению , ваши ребятишки .
В погоне за «ранним развитием» . 
Все родители желают иметь « не погодам развитого ребенка»,  поэтому значительная часть игрушечного хозяйства деток – развивающие и обучающие игрушки . На рынке игрушек их довольно много и родители скупают все подряд , не обращая особого внимания на возрастные ограничения в инструкции к игре или игрушке . Игрушки такого рода должны обязательно у ребенка быть , но в определенном количестве , отличного качества и соответствовать данному  возрасту вашего малыша . 
Положительный результат от развивающей игрушки будет только тогда , когда рядом окажется заинтересованный взрослый человек , который и научит применять и использовать игрушку . Если же такие игры игрушки просто лежат на полке или в ящике с остальными игрушечками , россыпью или вперемешку , то пользы от нее – ноль . Сам ребенок никогда не захочет и не будет использовать ее по назначению .

Невообразимое количество и изобилие 
Постсоветскому человеку , детство которого  прошло  в период тотального дефицита , трудно привыкнуть к изобилию предложений товара по любой позиции . И он , теряясь и не умея сделать правильный выбор , покупает все подряд , думая что чем больше – тем лучше . Но в вопросах воспитания и развития ребенка при помощи игрушек - все как раз наоборот : здесь на первое место следует поставить чувство меры , потому что в своей жизни нередко наблюдаем обратное – задаренные игрушками дети просто в ни не играют , а соответственно и не развиваются  . Большое количество игрушек имеет воспитательное значение только при правильной организации игрового пространства ребенка . В свободном доступе дети должны иметь столько игрушек , сколько малыш , при организующей помощи взрослого, может относительно легко убрать . К концу первого года жизни маленький человечек имеет неустойчивое внимание  . Это  следует учитывать в организации его игровой деятельности : если малыш начал играть с одной игрушкой и при этом на глаза ему попалась другая,  он с большой вероятностью оставит первую, отвлечется и станет заниматься со второй игрушкой, и так далее, пока не переберет все игрушки доступны его полю зрения . Но  родители должны знать : ваш малыш чем-то заигрался, ни в коем случае не старайтесь  подсовывать ему новые предметы, с целью разнообразить игру .  В данном возрасте надо ценить концентрацию внимания и сосредоточенность ребят : заигравшегося ребенка надо оставить в покое и тихо порадоваться развитию его целенаправленных способностей . Если же ребенка  усадить в изобилие игрушек – пользы ноль !!  Вскоре он станет просто разбрасывать их  по периметру .

Психологи в своей практике часто используют такой классический эксперимент : маму просят выбрать из имеющихся у ребенка игрушек ту , которую малыш меньше всего применяет в свох играх . В течении двух недель мама должна хотя бы по несколько минут в день играть именно той игрушкой с ребеночком . Результат приятно удивляет всех – игрушка станет самой любимой и предпочитаемой . Даже став самостоятельным , он еще долгое время отдает ей первенство выбора . В его воображении эта игрушка насыщена присутствием мамы и всякий раз , беря ее в руки , он вспоминает совместные игры и то , что именно мама учила обращению с  ней . Психологи дали название этому явлению –« печать общения» . 
Напрашивается совет : если хотите чтобы ребенок играл с той или иной игрушкой -поиграйте вместес ним , оживите игрушку своим присутствием . Если же малыш видит маму больше на кухне с кастрюлями и тарелками или с мобильным телефоном , то они тоже будут его любимыми . Маме всегда подражают детки  и берут с нее пример .
 Не всегда  современные ребята не играют игрушками из-за их изобилия и потери ими ценности , а иногда и по причине отсутствия передачи культуры игры между поколениями . Последнее время имеет место отсутствие живого общения между детьми как в городах так и селах  , а больше – по телефону или Интернету . Естественно об играх там они не говорят . Этот пробел должны были бы восполнить взрослые , но им некогда . Кроме всего прочего на рынке игрушек – масса « неправильных».

«Правильные» и «неправильные » игрушки – сходство и различие .

Современный рынок  насыщен  игрушками неестественного цвета и изготовленными из неприродных материалов  , которые формируют у малыша искаженное восприятие окружающего мира . Такую  игрушку язык не повернется назвать правильной . Неправильной будет и та которая слишком похожа на натуральный предмет (например игрушечный танк) . Чрезмерная схожесть с настоящим предметом притупляет полет фантазии – все четко , все логично – ничего домысливать и придумывать не нужно .  В неправильных игрушках предопределяющим является принцип кнопки . Одно просто нажатие и – все мигает , светится , крутится , вращается . Затраченное усилие не соответствует данному результату , что тоже искажает картину восприятия природных процессов и препятствует образованию причинно-следственных связей между предметами и явлениями  , формирует у детей тягу к ранним легким впечатлениям и ложному представлению , что все вокруг является просто развлечением  .  Гораздо все интересней с простой игрушкой : толкнул – покатилось или ударил – отлетело . Чем больше ребенок в дошкольном детстве увидит вещей, принцип работы которых ему более очевиден и доступен, тем лучше у него будет развито логическое мышление. 
У многих детей развит интерес к ручному труду . Они подолгу и с умилением  могут  наблюдать как мама готовит еду или вышивает картину ;  или же папа прибивает полочку , сверлит стену . Для малыша -  это праздник познания взрослой жизни . К огромному сожалению , в современном мире ручной труд заменяют машины и  , если маму еще можно увидеть на кухне , то папин ручной труд сводится к работе на клавиатуре компьютера . И тем не менее, папам маленьких мальчиков мы бы очень рекомендовали  изредка заниматься с ними тем, что веками составляло мужскую часть работы по дому. Это будет для них гораздо более приятным и полезным занятием, чем многие развивающие игры.

Правильная игрушка в отличие от неправильной  может  быть использована в разных играх в качестве различных предметов , то - есть быть  многофункциональной . Типичный пример многофункциональной игрушки – всеми любимый мячик ( он и арбузик ,  и колобок  ; его можно бросать , бить , катать по полу) . Чем меньше Ваш ребенок , тем больше у него в хозяйстве должно быть таких  многофункциональных игрушечек .
К правильным со всей ответственность отнесем и игрушки из экологически чистого сырья ( дерево , металл , кожа , ткань) . В современном мире обойтись совсем без пластмассовых изделий вряд ли получится , но любящие родители всегда будут стремиться свести к минимуму их количество в игрушечном наборе своих детей .

Игровое пространство : особенности создания и организация .
Применяем принцип мелкой фасовки .  Народная мудрость гласит : «Все новое – это  давно забытое старое !»  Используя ее можно просто и доступно сделать новой надоевшую когда-то ребенку игрушку ; стоит только убрать ее на время подальше с глаз . С этой целью разделите игрушечное имущество малышки на 4 равные части и 3 из них припрячте в укромное место ; меняйте игрушечную экспозицию один раз в неделю и ребенок будет радоваться как новому набору .  Детишкам нравится когда маленькие звери лежат отдельно, машинки отдельно, а конструкторы не перемешаны между собой. Так он быстрей и  проще научиться играть, создавая вокруг себя хаос.

Где живут игрушки? 


Маленькие детки любят , чтобы их игрушки сохраняли в красивых коробочках , корзинках , разноцветных ящичках .  Так они быстрей учатся понимать , что всякая зверушка , куколка , машинка живут в своих отдельных домиках . Будет наилучшим решением если вы в детской комнате выделите игровую зону и поместите все игрушки именно там .   
 Деткам постарше игровой зоной послужит игрушечный домик .
По мнению психологов и педагогов оптимальным расположением игрушек будет на уровне глаз ребенка , на неглубоких  открытых полочках ( подойдет стеллаж накрепко привинчен к стене) . Неиспользуемые игрушки лучше хранить в недоступном для них месте , распределенными по видам и в закрытых непрозрачных коробках .
Нелишним считаем напомнить , что примерно до трехлетнего возраста малыш гораздо лучше играет игрушками , если порядок на игровых полочках поддерживают мама и папа.  В этом возрасте они еще просто не способны , как говорят специалисты  , создавать порядок и уют своим игрушечкам .  Им по душе хаос , поэтому , увлеченно играя , они разрушают и ломают конструкции , сотворенные родителями . Как только все разрушено – интерес к игрушкам и игре, как правило, пропадает . На следующий день он с предыдущим усердием нарушает порядок восстановленный мамой или папой .

Надеемся вам понравилась наша статья об игрушках и вы открыли для себя много нового. Так же вы можете перейти в наш интернет магазин игрушек и выбрать хорошенькую игрушку для своего ребенка)

Другие статьи